Все для роста PR-мастерства
Главная страницаКонтакты Школы PR Марины ГоркинойКарта сайта
Школа PR Марины Горкиной
 
 
Школа PR Марины Горкиной Библиотека
Школа PR Марины Горкиной Читальный зал
Школа PR Марины Горкиной М. Горкина в прессе
Школа PR Марины Горкиной Читать PRавильно
Школа PR Марины Горкиной PRактически-полезная почта






Ноябрь 2009г.
Тема выпуска: Почему компании не любят консультантов и аутсорсеров, но не могут без них обойтись?

«Мне очень нравится ход ваших мыслей и то, о чем вы пишете в своих книгах», — признался мне как-то один из моих тогда еще потенциальных клиентов, — «Но я не доверяю сторонним консультантам. Вот, если бы вы работали у меня в штате». Эта фраза наиболее четко иллюстрирует позицию руководителя, который понимает, что без внешних консультантов и аутсорсеров ему не обойтись. Но совершенно не представляет, как научиться видеть за красивым отчетом приглашенного консультанта действительные результаты его деятельности.

Что можно сделать самим, а когда не обойтись без консультантов или стороннего PR-агентства. Кого звать на помощь, если у собственных сотрудников не хватает сил, знаний, творческих ресурсов или компетенции? Как сделать так, чтобы после ухода консультанта из компании, налаженная им работа не рухнула как карточный домик? Как удостовериться, что потраченные средства не ушли впустую? Поразмышляем об этом вместе.


Первое, с чего начали оптимизировать свои бюджеты компании, не готовые совсем отказаться от PR-деятельности в период кризиса, так это начали экономить на зарплатах сотрудников отдела PR. Однако большинство компаний пошли по более радикальному пути, уволив квалифицированных и дорогостоящих специалистов, заменили их вчерашними студентами, готовыми работать за куда меньшую зарплату. Вот уж это в прямом смысле слова экономия на спичках! Поскольку вчерашние выпускники практического опыта не имеют и нуждаются в постоянном наставничестве. Кто будет этим заниматься, если от PR-профессионалов вы отказались?



Стоит ли отказываться от наемной интеллектуальной силы в лице сторонних консультантов?

В случае неизбежности сокращений, я бы предложила сократить PR-отдел до одного толкового специлиста-исполнителя (вчерашнего студента), и заключить контракт на НЕ полную занятость со специалистом или агентством, которому вы поручите всю аналитическую, стратегическую и тактическую часть работы. Именно по такой схеме работы я (как PR-консультант) сотрудничаю с рядом своих клиентов, желающих оптимизировать бюджет, но не прекращать PR-активность и сохранить осмысленность этой деятельности.

Иными словами, вы оставляете повседневную работу штатному сотруднику средней квалификации и стоимости. А высококвалифицированную (т.е. дорогую) работу будете получать по мере надобности из внешних источников. В этом раскладе внештатный специалист может выступать в качестве наставника для штатного сотрудника. Он разрабатывает стратегию и тактику, а штатный специалист ее реализует. К слову, свои консультационные проекты по оптимизации работы пресс-службы я строю именно по этому принципу. С моей стороны заказчик получает PR-аудит и аналитику, стратегию и тактику PR-деятельности. В то время как пресс-служба компании работает под моим началом и по ходу дела осваивает новые принципы работы. В итоге, к концу проекта сотрудники PR-отдела так вовлечены в новый характер работы, что он становится для них привычной действительностью.

А что именно «продают» консультанты со стороны?

Продукт № 1. Время — По разным причинам в компании ощущается острый недостаток времени на реализацию важных PR-задач. Штатные сотрудники заняты внутренними организационными процедурами (отчетность, совещания и т.п.).

Продукт № 2. Ресурсы — Недостаток людей, в том числе людей с нужными компетенциями, часто становится стимулом к обращению в PR-агентство.

Продукт № 3. Скорость — Часто компании нужно просто сделать работу в максимально быстром темпе, например, подготовиться к срочной пресс-конференции, провести аналитику по зарождающемуся кризису и пр.

Продукт № 4. Технологии и практический опыт — Компании покупают уникальные технологии агентства.

Продукт № 5. Связи — Знание лучших подрядчиков, проверенных ни одним проектом.

Продукт № 6. Свежие идеи и взгляд со стороны — Агентство — это банк идей.

Продукт № 7. Компетенция — Покупка услуг агентства — это всегда покупка знаний, компетенций его специалистов.

В кризисные времена, бизнесу есть смысл тратиться на покупку Продуктов 6 и 7 — свежие идеи и незамутненный «взгляд со стороны», а так же компетенция, которой не обладают специалисты с «низкой рыночной стоимостью».

Как правило, PR-консультант спрашивает заказчика: какие задачи вы хотели бы решить, и берется за их выполнение. У меня иной подход. Я предпочитаю выяснить, что мешает компании своими силами решать стоящие PR-задачи. Используя этот подход в своей практике, вы сможете определить, какой именно продукт от внешних поставщиков и консультантов действительно нужен вашему бизнесу.

Так надо ли платить внешнему поставщику, стороннему PR-агентству? И если «да», то за что стоит платить?

Если у клиента PR-агентств возникает вопрос: «За что же я плачу?» — это первый признак того, что свои счета и бюджеты агентство плохо обосновывает. Из своей агентской практики могу сказать, что мы пользовались очень «прозрачным» механизмом бюджетирования, где клиент мог бы видеть всю детализацию по накладным расходам и отдельно сумму на агентское вознаграждение. Более того, эта сумма подкреплялась перечнем активностей, которые агентство осуществит за эти деньги.

Как независимый PR-консультант свои коммерческие предложения клиентам я также стараюсь делать максимально прозрачными. И здесь особенно ценными для клиента являются не только способность консультанта провести общий PR-аудит и дать «рекомендации по улучшению», но и способность «заставить рекомендации работать», т.е. дать набор практически полезных документов (шаблоны документов, регламенты взаимодействия, механизмы реализации и механизмы оценки эффективности и т.п.)



* * * * *


Алло, я ищу наставника!

В жизни каждого, даже давно и успешно работающего специалиста, бывает момент, когда необходимо услышать мнение коллеги, авторитета, человека, чьему мнению вы можете доверять. Работая в PR-агентстве, находясь в кругу своих коллег, вы имеете постоянную возможность проводить мини-фокус-группы и тестировать свои идеи и решения на «годится — не годится».

Однако ни одна, даже самая большая компания не сможет обеспечить вам подобного PR-интерактива. Буквально на каждом семинаре я слышу вопрос слушателя: «У меня есть проблема/вопрос по которой я хотел бы получить вашу персональную консультацию?». И это правильно, активный профессионал никогда не замыкается в своих проблемах. Если у вас нет наставника в собственной компании, ищите его во внешнем мире. Найдите PR-профессионала, деятельность которого вам интересна, профессиональному опыту которого вы доверяете. Подключайтесь к кругу его общения. Интернет (блоги и социальные сети) дает нам такую возможность. Может быть благодаря дискуссии с «отдаленными» коллегами вы найдете ответы на свои вопросы.

Если же ваши проблемы требуют индивидуального решения, то один вопрос совершенно бесплатно вы можете задать мне по почте: marina@gorkina.ru или в моем блоге http://pathologist-pr.livejournal.com. Если в ходе переписки вы поймете, что одним вопросом вашу проблему не разрешить, мы сможем обсудить возможность углубленной консультации. Обычно, такой формат работы не заканчивается встречей и устными рекомендациями. Я охотно делюсь с коллегами своими наработками, типовыми документами, материалами и пр.



* * * * *


Новости Школы

Новый календарный год в «Школы PR» начнется с зимней учебной сессии, которая пройдет с 8 по 19 февраля. Марина Горкина проведет цикл занятий в рамках программы курса повышения квалификации в области связей с общественностью ИПК Госслужбы «Теория и практика брендинга. Антикризисный и внутрикорпоративный PR».

Марина проведет занятия по следующим темам: Обучение пройдет в Москве на базе ИПК Госслужбы. Участие в сессии возможно по полному курсу и по отдельным темам.

Подробную информацию можно получить по адресу info@gorkina.ru или в учебной части ИПК Госслужбы по телефонам: (495) 951-12-05, 729-23-55 или e-mail: elm@ipkgos.ru.


Интерактив с коллегами

Марина Горкина приняла участие в работе ежегодной международной конференции Eurasian PR event 2009, которая прошла в г. Алматы 30-31 октября. В первый день конференции Марина провела мастер-класс по теме «Маркетинг, реклама и PR - искусство жить и работать вместе», а во второй день конференции провела обучающий семинар «PR c нулевым бюджетом». Семинар собрал более 30-ти специалистов-практиков и получил высокие оценки слушателей.

Марина, спасибо большое за участие в "Eurasian PR-Event" и семинар. Услышали от Вас много интересной, а главное практичной и полезной информации, теперь будем применять знания в работе. Уже ждем Вашу новую книгу "PR с 0 бюджетом". Особенно хотелось бы отметить Ваш простой и ненавязчивый способ подачи информации и четко структурированные презентации, которые делают процесс восприятия информации увлекательным и легким. Успехов Вам!

Альгия Айтбаева, PR-специалист, АО "АТФБанк", г. Алматы
В результате общения с Казахскими коллегами появились планы организации в следующем году семинаров Марины Горкиной в Астане. Уже начались переговоры о выпуске книги с рядом ведущих издательств деловой литературы. А также обсуждается потенциальное спонсорство издания. Выход книги «PR с нулевым бюджетом» планируется в начале 2010 г.



* * * * *


Издание третьей книги Марины Горкиной «PR с нулевым бюджетом» состоится в издательстве «Эксмо». Книга выйдет в свет в феврале 2010г.


цитата Марины Горкиной Задача книги «PR с нулевым бюджетом» помочь многим PR-специалистам пережить с наименьшими потерями экономический кризис, сохранить свои рабочие места, а также освоить технологии эффективной работы в PR с минимальными бюджетами.




С наилучшими пожеланиями, Марина Горкина
Куратор «Школы PR Марины Горкиной»




К началу →
 
   
 www.gorkina.ru  

© 2007 «Школа PR Марины Горкиной»

(903) 968-42-25
e-mail: marina@gorkina.ru
Facebook